Принт версия
 
архив

События


Библіотека

Книги по темі

Композитор Иван Карбиц Автомобили Lamborghini

Шесть сигм

Шесть сигм ( Six Sigma) – возникший в компании Motorola подход к совершенствованию бизнеса через поиск и исключение причин ошибок или дефектов в бизнес-процессах, сосредоточившись на критически важных для потребителя выходных параметрах. По сути, термин Сигма используется в статистике для обозначения отклонений, а конечная цель подхода «Шесть сигм» – такой уровень эффективности процесса, при котором на каждый миллион возможностей или операций приходится всего 3,4 дефекта.

Одним из ключевых факторов успеха системы является ее высокая организованность и масштабный уровень привлечения персонала компании. Вся деятельность проводится в рамках проектов, каждый из которых оценивается с точки зрения повышения акционерной стоимости и имеет установленные цели, сроки, бюджет, ответственных и т. д.
Другим важнейшим фактором успеха «Шесть сигм» является прекрасный набор статистических инструментов, позволяющих достичь требуемого уровня качества.

Масштаб реализации Шести сигм

Внедрение Шести сигм начинается с определения масштаба изменений, акцентов проектов и путей реализации программы. Каждый путь имеет свой уровень охвата и степень воздействия на бизнес компании.

Путь 1: Трансформация бизнеса
Полномасштабный проект перемен, осуществляемый в компаниях, которые нуждаются в коренных преобразованиях и обладают видением будущего состояния бизнеса. В ходе проектов зачастую подвергаются изменениям основные функциональные области и ключевые бизнес-процессы.

Путь 2: Стратегия совершенствования
Программа улучшений ограничивается одной или двумя важнейшими потребностями организации и концентрируется на отдельных бизнес-единицах или функциональных областях. Для данных направлений проводится полноценная работа в рамках Шести сигм, однако изменения практически на затрагивают смежные области.

Путь 3: Решение проблем
Использование инструментов Шести сигм для решения определенных проблем с привлечением небольшого количества сотрудников, позволяющее точечно делать необходимые изменения не инициируя серьезные перемены в компании и использовать методы анализа данных для выявления основных причин проблем.

Инфраструктура внедрения

Внедрение системы Шесть сигм состоит из работы сотрудников, привлеченных к реализации – каждый участник процесса обладает определенными полномочиями и зонами ответственности, затрачивает определенное количество времени на работу в программе и выполняет свои задачи, обеспечивая общий результат. Роли в программе четко регламентированы, а их названия позаимствованы из боевых искусств:

Зеленый пояс
Сотрудник, прошедший обучение, имеющий навыки в области шести сигм и являющийся членом команды, частично занят в программе и продолжает выполнять свою непосредственную работу. Отвечает за выработку новых идей и поиск решений, которые в дальнейшем интегрирует в текущую деятельность. 

Черный пояс
Сотрудник, на 100% занятый в программе и все рабочее время уделяющий поиску интересных возможностей и получению результатов. Обладает опытом решения проблем, навыками сбора и анализа данных. Отвечает за запуск и успешный ход проекта в рамках программы внедрения Шесть сигм, обучает и курирует членов команды проекта.

Мастер черного пояса
Эксперт в области аналитических методов шести сигм, который обучает, поддерживает и консультирует сотрудников со статусом черного пояса, следит за ключевыми показателями работы команды и помогает применять на практике решения, выработанные в ходе проектов.

Чемпион или спонсор
Ключевой менеджер или высший исполнительный руководитель, который часто является членом Правления компании. Спонсор запускает и, в дальнейшем, поддерживает проект, которым руководит сотрудник со статусом черного пояса.  Отвечает за результаты проектов, соответствие проектов общим целям компании, выделение ресурсов для работы и взаимодействие с другими проектами.

Лидер реализации
Высший исполнительный менеджер компании, руководящий всей программой Шесть сигм и поддерживающий процесс изменений. Кроме того, он главный ответственный за практическое выполнение планов по реализации. Основные задачи лидера – распространять философию, культуру и инструменты шести сигм по всей организации, оказывать помощь в процессе практической реализации мероприятий и получении финансовой отдачи от внедрения проектов.

DMAIC – командный способ решения проблем в системе Шесть сигм

Для успешной реализации программы улучшений очень важно иметь единый процесс работы команд – модель, которой пользуются все участники программы. Такой процесс в системе Шесть сигм называется DMAIC и состоит из пяти шагов: Define (определение), Measure (измерение), Analyse (анализ), Improve (улучшение), Control (контроль). Работая по модели DMAIC, команда проекта начинает работу с постановки проблемы и заканчивает реализацией решения.

Define (определение) – команда определяет проблему и направления работы над ней, подтверждает возможности и оценивает выгоды от совершенствования, определяет границы и цели проекта.

Measure (измерение) – собираются первоначальные данные и определяется стартовый уровень сигм процесса, над которым производится работа.

Analyse (анализ) – этап определения фундаментальной причины проблемы с помощью статистических методов и аналитического цикла, в ходе которого гипотезы вырабатываются и проверяются до тех пор, пока не будет определена коренная причина, подтвержденная фактическими данными.

Improve (улучшение) – оценка предложений, включая затраты и возможные выгоды, выбор лучших решений, исходя из критериев, заложенных в начале проекта. Окончательное решение утверждается чемпионом, а зачастую – всем Правлением компании. Далее улучшение становится реализацией, включающей окончательное планирование и движение к результатам.

Control (контроль) – команда проекта разрабатывает инструменты отслеживания изменений и оказывает помощь руководителям, помогая отслеживать ключевые параметры проектов. Участники проекта обеспечивают долговременную поддержку проекта со стороны высших руководителей компании и передают ответственность за проект тем, кто выполняет свою текущую работу.

Методичное и последовательное применение принципов концепции Шесть сигм дает впечатляющие результаты. Не стоит боятся и трудностей, связанных с использованием сложных статистических методов анализа и инструментов управления качеством. Именно они позволяют уйти от управления на основе интуиции к управлению на основе фактов и данных, превращая Шесть сигм в практичный и полезный инструмент управления бизнесом.

 
Rambler's Top100